Социально-психологическая служба
"Фелана"
2010
Январь
26
Воскресенье

Навигация

Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних

Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних.

Право — это совокупность установленных или сан­кционированных государством общеобязательных пра­вил поведения (норм), соблюдение которых обеспечива­ется мерами государственного воздействия.

В современном обществе сфера действия права охва­тывает, прежде всего, область производства и распреде­ления материальных и культурных благ; право закреп­ляет существующие отношения собственности и высту­пает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества. Право закрепляет также формы государственного устройства, регламенти­рует организацию и деятельность государственного ме­ханизма, определяет правовое положение граждан. На­конец, право устанавливает меры борьбы против посяга­тельств на государственный строй и существующие об­щественные отношения.

Наличие в обществе права означает, что весьма об­ширный круг общественных отношений принял харак­тер правоотношений, т. е. таких отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. При этом нормы права являются идеаль­ными прообразами тех общих правил поведения людей, которые утверждаются законодательством того или ино­го государства в качестве должных и наиболее целесообразных для нормального функционирования данного об­щества и его членов.

Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые пре­ступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрос­лым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.

Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые млад­шие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хва­тает логических доказательств в споре. Во всех этих слу­чаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэто­му, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление не­приспособленности к социальной среде отчетливо прояв­ляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, ли­шенных родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отме­чается в основном у юношей, у девушек — значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется в следу­ющих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдель­ными молодежными группами; при регуляции отноше­ний внутри молодежной группы с помощью физичес­кой силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно вы­ражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльни­ках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имею­щих сильного защитника. Агрессивность в подобных слу­чаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации физической силы, своего возрастного превосходства  и физической силы. А.С. Макаренко предложил эффек­тивный способ борьбы с этим злом — шефство старшего воспитанника над конкретным младшим. Это позволяло юноше самоутвердиться, а подшефному получить защит­ника и опекуна.

Агрессия старших подростков и юношей по отноше­нию к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный ха­рактер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызываю­щей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного иму­щества. При этом молодые люди внимательно наблюда­ют за поведением взрослых и немедленно на него реаги­руют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздраженно требуют призвать хулига­нов к порядку или боязливо отстраняются от. конфлик­та. Старшему подростку нравится дразнить таких взрос­лых. Причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т. к. сам подрос­ток заранее не знал, куда его заведет этот «экспери­мент». Поэтому подростки в таких случаях во всем ви­нят взрослых. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение взрослых, которые поведут с молоды­ми людьми спокойный, неторопливый и доброжелатель­ный разговор, аргументировано доказывая неправиль­ность их поведения и твердо пресекая возможность обо­стрения ситуации. Агрессия некоторых подростков и юношей нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это от­мечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, захватившие всю ком­панию молодых людей. Нередко такие эмоции возника­ют на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное, «храброе» действие. Выход оно может най­ти в нападении на физически слабого, пьяного или пре­старелого человека.

Рассмотрим такое негативное явление, как присвое­ние детьми и подростками чужих вещей. Оно отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитаннос­тью или большой избалованностью.

В среднем школьном возрасте воруют педагогически запущенные подростки. У них своя «философия» на этот счет: красть у своих — нельзя, у чужих — можно. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у по­давляющего большинства правонарушителей — подрос­тков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто соверша­ют в драке, хулиганском нападении на другого человека. Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи — это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товари­щам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор — это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно пре­зирается. Присваивающие таким способом чужие вещи и деньги подростки часто считают себя храбрецами, мя­тежными и романтическими нарушителями спокойствия, но ни в коем случае не правонарушителями.

Весьма распространенным явлением бывает присвое­ние чужого подростками в деятельности игрового типа или по мотиву шалости. Так, с незапамятных времен из­вестны многочисленные случаи нашествия подростков на соседские сады, хотя яблок и других фруктов у них самих растет не меньше, и они вовсе в них не нуждают­ся. Это связано с повышенной потребностью подростков испытать и закалить себя в трудных и рискованных де­лах, почувствовать себя действенным членом компании сверстников и получить их одобрение.

Свои особенности имеет поведение школьниц, совер­шающих кражи. Некоторые девочки похищают чужие иг­рушки и привлекательные для них предметы, чтобы иг­рать ими наедине. Это происходит в тех семьях, где роди­тели лишают детей этих вещей. Девушки могут присваи­вать модные и красивые предметы женского туалета из желания хорошо одеваться и зависти к состоятельным под­ругам. Понятно, что в таких случаях обнаруживается, как правило, невысокий уровень культурного развития школь­ницы. Отмечаются также кражи при совместном прожива­нии в общежитии, в процессе обмена личными вещами. Значительно реже бывает соучастие в краже подруги, ко­торая желает получше одеться, или молодого человека, который хочет сделать ей «подарок» (В. Г. Степанов).

Более серьезные, сознательно организованные напа­дения разбойного типа (с целью овладения имуществом) в предшествующие десятилетия отмечались у подрост­ков и старшеклассников значительно реже. В последние годы они, к большому сожалению, заметно возросли.

Педагогическая коррекция противоправного поведения школьников

Наилучшими психолого-педагогическими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, раз­работанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагоги­ческие исследования по этой проблеме. Наибольшую изве­стность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указыва­ет четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.

Представители первой группы характеризуются на­личием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгои­стичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя прису­щее им упорство в достижении поставленной цели, стрем­ление к первенству, частично осознанное чувство их со­циальной неполноценности.

Ко второй группе относятся подростки с деформиро­ванными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключает­ся в изменении обстановки и привычных форм поведе­ния, высказывании доверия к ним, одобрении их дости­жений, вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.

У подростков третьей группы наличествуют как дефор­мированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эго­изм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступ­ки. Полезной для них в воспитательном отношении яв­ляется ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоут­вердиться.

К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными това­рищами подростков. Представители этой группы — слу­чайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчи­вы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включе­нию в полезную трудовую деятельность. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический конт­роль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.

Рассмотрим способы педагогической коррекции агрес­сивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настой­чиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллекти­ва учащихся. Наоборот, при перевоспитании правонару­шителей требуется выдержка, умение терпеливо и на­стойчиво объяснить неправильность их взглядов и пове­дения, переубеждать и открывать для молодежи достой­ные и увлекательные жизненные перспективы.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группа­ми. Спор между проживающими по соседству подрост­ковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т. п. Соперников туда стремятся не допускать. Для пре­дотвращения подобных действий рекомендуется органи­зация воспитателями и родителями совместных массо­вых мероприятий, объединяющих подростков из сосед­них дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное уча­стие лидеры этих дворовых групп подростков.

С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманность их действий по отноше­нию к пострадавшему и сформировав правильное содер­жание понятия «честность» как важной личной и граж­данственной черты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные меры по ликвида­ции педагогической запущенности такого школьника.

Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над непра­вильной формой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей по вскрытию проти­воправности таких действий. Требуется также, чтобы под­росток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удов­летворить указанные выше потребности.

Правовое воспитание школьников как средство педагогической коррекции.

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-право­вой культуры. В юридической и специальной психоло­го-педагогической литературе, анализирующей правосоз­нание подростков с девиантным поведением, выделяют­ся следующие его особенности.

Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статья­ми Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследо­ваний показывают ограниченность этих знаний, отсут­ствие четкости представлений о правовых нормах.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в со­поставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную ша­лость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состо­янии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководству­ются не нормой закона, а мотивом действия. Если, напри­мер, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авто­ритетных для них людей или воздействия мнения груп­пы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилак­тики и педагогической коррекции противоправного поведе­ния является правовое воспитание школьников, которое фор­мирует самостоятельную форму сознания — правосознание.

Правовое воспитание — это организованное, систе­матическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, на­выки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания несовершеннолетних заклю­чается в формировании их правосознания и в обеспече­нии на этой основе сознательного и активного правомер­ного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правово­го просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в)активного участия в правоохранительной деятельнос­ти в школе и по месту жительства; г) повышение право­вой культуры родителей и педагогов.

Можно выделить следующие основные требования к организации правового воспитания школьников:

—    наличие системного и дифференцированного под­хода к учащимся;

— стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

активизация интереса школьников к приобрете­нию правовых знаний;

связь правовой информации с фактами из повсед­невной жизни школьников, приучение их к сознатель­ной оценке своих поступков;

обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

— учет психологических особенностей школьников.

Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ­ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре­делять грань между дозволенным и запрещенным, выби­рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение школьников должно способ­ствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которо­го производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формиро­вание такого понятийного аппарата — одна из важней­ших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоя­тельному, правильному и сознательному усвоению пра­вовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления право­вой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитан­ности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолет­них должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с кото­рыми наиболее важно для юношей и девушек, вступаю­щих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, зна­комство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в об­щественных местах, Правила дорожного движения, Пра­вила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взры­воопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Основными формами правового просвещения учащих­ся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюс­трируются местным материалом; правовые беседы; исполь­зование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стен­ды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспи­тания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные зада­чи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероп­риятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе ак­тивной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего за­конодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Известно, однако, что источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятель­ность, а только такая, которая организована педагогичес­ки правильно.

Одно из важнейших условий педагогически правиль­ной организации правоохранительной деятельности — со­здание положительного эмоционального отношения к ней учащихся. Этому способствуют следующие обстоятель­ства: раскрытие ее общественной значимости и интерес­ное содержание самой деятельности.

Другим важным условием является обеспечение каж­дому школьнику активной, позиции, т. е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчи­вость, самостоятельность, независимость и т. д. Это по­зволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, за­воевать авторитет у окружающих. Активная позиция спо­собствует более глубокому осознанию и усвоению уча­щимися правовых норм, обостряет чувство ответствен­ности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызы­вает у школьников чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.

Следующее важное условие организации правоохра­нительной деятельности — систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению орга­низации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нрав­ственного и правового сознания подростков.

Существует еще одно важное требование к организа­ции правоохранительной деятельности: она должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопоряд­ка преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в основном в школе, микро­районе школы и во внешкольных детских учреждени­ях, проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых (А. Е. Тарас).

Выделяют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряды юных друзей милиции, так называемые «зеленые» или «голубые» пат­рули по охране природы, отряды юных инспекторов до­рожного движения, добровольные детские пожарные дру­жины, а также активное участие в деятельности инспек­ций по делам несовершеннолетних и общественных пунктов правопорядка, работа по пропаганде правовых зна­ний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен­ной правовой культуры.

Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей яв­ляются университеты и лектории правовых знаний, от­дельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и ак­тивное участие в организации и проведении мероприя­тий по правовому воспитанию школьников, по пропа­ганде правовых знаний среди населения.

Особенно тщательно нужно продумывать меры по по­вышению правовой культуры родителей учащихся, ко­торые, согласно Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами об­щества и нести ответственность за соблюдение их деть­ми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых ви­дов правовой пропаганды среди родителей относятся та­кие, как университеты и лектории педагогических и пра­вовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Однако родители трудновоспитуемых учащихся, кото­рым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприяти­ях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в актив­ную правоохранительную деятельность, рекомендация пра­вовой литературы для самостоятельного изучения.

От того, как организовано правовое воспитание школь­ников, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что: приобретение знаний в процес­се правового воспитания закономерно связано с углубле­нием познания социальной действительности и развити­ем интереса к нравственным и правовым идеалам совре­менного общества; в процессе правового воспитания ук­репляется способность личности правильно ориентиро­ваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации; целенаправленное правовое воспитание укреп­ляет и развивает правосознание несовершеннолетних.

 

 

Инструкция о порядке отчисления обучающихся, не получивших основного общего образования, из общеобразовательных учреждений.

1. Настоящая инструкция разработана на основании Закона РФ «Об образовании», Указа Президента РФ № 1338 от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав», Положения о комиссии по делам несовершеннолетних (ч. 2, ст. 10), Типового Положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196, Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.97 г. № 288, типового Положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3.11.94 г. № 1237 в целях обеспечения конституционных прав граждан на основное общее образование и регулирования процесса отчисления обучающихся из дневных общеобразовательных учреждений.

2. Инструкция регламентирует порядок отчисления обучающихся, не получивших основное общее образование, из дневных общеобразовательных учреждений всех видов.

3. Основаниями для отчисления обучающихся из общеобразовательного учреждения являются:

- переход в другое общеобразовательное учреждение в связи с изменением места жительства; желанием родителей (законных представителей), чтобы их сын (дочь) обучался (ась) в другом общеобразовательном учреждении; с несогласием родителей (или лиц их заменяющих) с Уставом образовательного учреждения;

- переход в образовательное учреждение другого вида (вечернюю (сменную) общеобразовательную школу) или типа (начальное профессиональное образовательное учреждение);

- перевод в специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей (или лиц, их заменяющих);

- направление обучающегося в специальное учебно-воспитатальное учреждение или воспитательно-трудовую колонию в соответствии с решением суда;

- направление обучающегося в социальный приют в случае лишения его опеки родителей или лиц, их заменяющих;

- грубые и неоднократные нарушения обучающимся Устава общеобразовательного учреждения;

- достижение обучающимся предельного возраста для получения основного общего образования по очной форме обучения (восемнадцать лет - для дневных общеобразовательных учреждений).

4. Перевод обучающегося в случае перехода его в другое образовательное учреждение при изменении места жительства осуществляется на основании:

- заявления родителей (или лиц, их заменяющих), в котором указывается причина выбытия и место выбытия (при выбытии за пределы города); причины выбытия и номер образовательного учреждения, в которое переводится обучающийся (при выбытии в пределах города);

- подтверждения о перемене места жительства;

- подтверждения о приеме обучающегося от образовательного учреждения (в пределах города), в которое он перевелся.

5. При отчислении обучающегося по указанным основаниям:

- издается приказ по образовательному учреждению с указанием даты, причины и места выбытия обучающегося;

- делается отметка в алфавитной книге в соответствии с указаниями по ее оформлению;

- в личной карте обучающегося делается соответствующая запись:

а) о переводе в другое образовательное учреждение города с указанием его номера, причины перевода (изменение места жительства);

б) о выбытии с указанием места выбытия (название населенного пункта и района Тверской области; название населенного пункта, области, республики или государства при выбытии за пределы Тверской области);

- личная карта и медицинская карта обучающегося выдаются на руки родителям (законным представителям);

- в алфавитной книге делается отметка о выдаче личной карты обучающегося за подписью родителей или лиц, их заменяющих.

6. Образовательное учреждение, из которого выбыл обучающийся в связи с переменой места жительства, обязано в 10-дневный срок (при выбытии в пределах города) или в месячный срок (при выбытии в пределах Тверской области) получить подтверждение о прибытии обучающегося в образовательное учреждение по новому месту жительства.

7. Отчисление обучающегося в связи с желанием родителей (законных представителей), чтобы их сын (дочь) обучался (ась) в другом общеобразовательном учреждении или несогласием родителей (или лиц их заменяющих) с Уставом образовательного учреждения осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей). При несогласии родителей (или лиц их заменяющих) с Уставом образовательного учреждения в заявлении указываются пункты Устава, с которыми они не согласны. Перевод обучающегося по данным основаниям осуществляется в соответствии с п.п. 4, 5 настоящей инструкции.

8. Основанием для отчисления обучающегося в связи с переходом в вечернюю школу является заявление родителей (законных представителей) и решение комиссии по делам несовершеннолетних, созданной при администрации района. Образовательное учреждение не имеет права осуществить перевод обучающегося в вечернюю школу до достижения им 15-летнего возраста без согласия родителей (законных представителей). Перевод в вечерние школы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с согласия органов опеки и попечительства. Общеобразовательное учреждение согласовывает перевод обучающегося в вечернюю школу с управлением образования города.

Оформление документов при переводе в вечернюю школу осуществляется в соответствии с п.п. 4, 5 настоящей инструкции.

9. Отчисление обучающихся в связи с переводом в специальные (коррекционные) образовательные учреждения осуществляется на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии и заявления родителей.

В личном деле обучающегося ставится отметка о переводе в специальное (коррекционное) образовательное учреждение на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Личное дело выдается на руки родителям (законным представителям) обучающегося на основании их личного заявления.

Образовательное учреждение, из которого выбывает обучающийся, обязано в 10-дневный срок получить подтверждение о его зачислении в специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Перевод обучающихся в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII-VIII видов осуществляется из 1-х, 2-х классов общеобразовательных учреждений, в исключительных случаях - из 3-х классов.

10. По решению органа управления образовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения (перечень которых указан в уставе) допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок письменно проинформировать управление образованием города Твери. Управление образованием совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Личное дело обучающегося до решения вопроса о его трудоустройстве или продолжении обучения находится в образовательном учреждении, обучающийся числится в контингенте школы. Затем документы направляются в образовательное учреждение, где отчисленный продолжит образование.

11. Отчисление обучающегося в образовательное учреждение начального профессионального образования осуществляется в порядке, установленном пунктом 8 данной инструкции.

Общеобразовательное учреждение должно убедиться в реализации учреждением начального профессионального образования программ основного общего образования, в противном случае обучающийся должен продолжать общее образование в вечерней школе, куда переводится на основании пункта 8 данной инструкции.

12. Отчисление обучающегося в связи с направлением его в специальное учебно-воспитательное учреждение или воспитательно-трудовую колонию осуществляется на основании решения суда.

13. Отчисление обучающегося в связи с определением его в социальный приют осуществляется на основании решения органов опеки и попечительства. Личное дело обучающегося передается по месту нахождения социального приюта через органы опеки и попечительства.

14. Перевод обучающегося, воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется управлением образования с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Порядок приема обучающихся в вечерние, открытые (сменные) общеобразовательные учреждения

1. Общие положения

1.1. Порядок приема обучающихся в вечерние, открытые (сменные) общеобразовательные учреждения составлен на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

1.2. Порядок приема обучающихся в вечерние, открытые (сменные) общеобразовательные учреждения разработан в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на образование и определяет условия и сроки приема, порядок представления документов.

2. Сроки приема

2.1. Прием заявлений и зачисление производится до начала учебного года и оформляется приказом по учреждению.

2.2. Лица, обучавшиеся в других образовательных учреждениях, могут при наличии свободных мест приниматься в соответствующий класс в течение учебного года с учетом пройденного ими программного материала.

3. Условия приема

3.1. В учреждение принимаются все желающие на основании личного заявления или заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних, аттестата об основном общем образовании или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, справки из образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам.

Лица, не имеющие указанных документов, могут быть приняты по их заявлению на основании аттестации, проведенной специалистами учреждения.

3.2. Возраст, с которого допускается прием обучающихся, определяется уставом учреждения. Предельный возраст получения основного общего и среднего (полного) общего образования не ограничивается.

3.3. Количество классов очного обучения, групп заочного обучения и обучающихся по индивидуальным программам определяется учреждением в зависимости от условий осуществления образовательного процесса.

3.4. Прием в классы компенсирующего обучения осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и заявления родителей (законных представителей).

3.5. Подростки, совершившие правонарушения, состоящие на учете комиссии по делам несовершеннолетних, длительно не посещающие школу, принимаются в учреждение по согласованию с его администрацией на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации районов. Данная комиссия контролирует обучение, посещаемость занятий и поведение этих обучающихся.

3.6. Общеобразовательные учреждения, осуществляющие перевод подростков в вечерние, открытые (сменные) общеобразовательные учреждения на II ступень обучения, несут равную ответственность за дальнейшее обучение и воспитание подростков до получения ими основного общего образования, (что закрепляется договором между образовательными учреждениями и согласовывается с учредителем).

3.7. В случае отказа в приеме в образовательное учреждение из-за отсутствия свободных мест или по другим причинам граждане вправе обратиться в конфликтную комиссию управления образованием администрации г. Твери.

4. Перечень представляемых документов

Для зачисления в вечерние, открытые (сменные) общеобразовательные учреждения представляются следующие документы:

- заявление обучающегося или его родителей (законных представителей);

- аттестат об основном общем образовании или сведения о промежуточной аттестации, справка из образовательного учреждения начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам;

- постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- заключение психолого-медико-педагогической комиссии при зачислении в классы компенсирующего обучения;

- личное дело обучающегося;

- медицинская карта.

 

Основы педагогической работы с дошкольниками

Дата добавления: 2010-02-13
Автор: Зыкина Л.А.

Профилактика синдрома эмоционального сгорания

Дата добавления: 2010-02-13
Автор:

Профориентационная работа в школе

Дата добавления: 2010-02-13
Автор: Ступакова А.Р.

Психологическое консультирование

Дата добавления: 2010-02-13
Автор: Ступакова А.Р.

Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних

Дата добавления: 2010-02-13
Автор: Зыкина Л.А.

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Дата добавления: 2010-02-13
Автор: Конопенко Е.Н.

Клиника острого горя

Дата добавления: 2010-02-11
Автор: Конопенко Е.Н.

Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни детей, приводящие к психическому дистрессу

Дата добавления: 2010-01-25
Автор: Зыкина Л.А.

Сайт находится в стадии разработки