Социально-психологическая служба
"Фелана"
2010
Январь
26
Воскресенье

Навигация

Методическое объединение:

Методическое объединение:

«Профилактика синдрома эмоционального сгорания».

Цель: Обучение приёмам телесноориентированной терапии для применения в профилактике синдрома эмоционального сгорания.

Значение термина «синдром эмоционального сгорания», в данном случае мы рассматриваем в его негативном аспекте, расшифровывается следующим образом: это характеристика состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи.

          Ни для кого не секрет, что хронический эмоциональный стресс при отсутствии профилактики и психологической разгрузки, рано или поздно приводит к соматическим заболеваниям. Поэтому именно методы телесноориентированной терапии особенно могут быть эффективны для профилактики синдрома эмоционального сгорания, а также психосоматических заболеваний.                                                            

Основные тезисы

Родоначальником телесноориентированной терапии (ТОТ) является Вильгельм Райх, издавший в 1930 году книгу «Характеро-анализ». Это направление было создано им в противовес классическому психоанализу. В 1936 году Райх основал в Осло Институт сексуально-экономических и биологически исследований. Основной целью данных исследований было открытие физической основы эмоциональных расстройств человека и разработка методик, восстанавливающих биофизическое равновесие посредством освобождения вегетативной энергии (биоэнергии).

          В дальнейшем это направление активно развивалось последователями В. Райха: А. Лоуэном, Ф. Александером, М. Фельденкрайзом и многими другими.

          Характер (в контексте ТОТ) – это индивидуальное состояние устойчивых психологических особенностей человека, обуславливающий типичный для данного объекта способ поведения в определённых  жизненных условиях и обстоятельствах.

          Райх полагал, характер для человека является своеобразным «психологическим панцирем», защищающим его от многочисленных инстинктивных импульсов. Он считал, что характер человека проявляется наиболее полно в его мимике, жестах, поведении, нежели в словах.

          Соответственно в рамках данной теории считается, что психические процессы имеют свои физические эквиваленты, проявляющиеся в тех же походке, жестах, мимике, позе. Универсальным способом подавления эмоций является мышечная ригидность, или «мышечный панцирь». Расслабление (распускание) «мышечного панциря» освобождает блокированные эмоции и биоэнергию, и помогает восстановить биофизическое равновесие.

          В результате исследований Райх пришёл к выводу, что «мышечный панцирь» состоит из 7 основных блоков – зажимов. Определённые мышечные зажимы тесно связаны с определёнными эмоциями. Кратко перечислим их:

1.     Глаза – блок проявляется в неподвижности мышц лба и глаз, может возникать эффект «маски». Удерживаются как правило плач, удивление.

2.     Рот – включает мышцы нижней челюсти, горла, затылка. Сдерживаются эмоции печали (запрет на плач), гнева (запрет на крик).

3.     Шея – мышцы шеи и язык. Удерживаются гнев, крик, плач.

4.     Грудь – мышцы груди, плеч, лопаток, руки с кистями. Удерживает смех, гнев, печаль, страстность.

5.     Диафрагма – солнечное сплетение, внутренние органы выделения, мышцы нижних позвонков. Визуально можно наблюдать сильно выгнутый вперёд или вогнутый назад позвоночник. Удерживается ярость, сильный гнев.

6.     Живот – широкие мышцы живота и мышцы спины. Удерживается чувство страха.

7.     Таз – мышцы таза и нижних конечностей, проявляться может в напряжении и болезненности ягодиц. Удерживаются: возбуждение, гнев, удовольствие, сексуальные импульсы.

По мнению психотерапевтов, занимающихся ТОТ эти блоки формируются в процессе всей жизни человека. При чрезмерных нервно-психических, эмоциональных нагрузках блок, который наиболее региден может дать психосоматическую реакцию.

Для психологов и педагогов проблемы такого рода очень актуальны, т. к.  их профессиональная деятельность имеет высокий уровень нервно-психической нагрузки.  Вследствие чего необходимо проводить соответствующую профилактику.

 

                   Практическая часть

Диагностика

Энергетический  аутодиагноз

 

Низкий уровень энергии:

1.     Чувствуете ли вы себя усталым?

2.     Трудно ли вам вставать утром? Есть ли утром чувство усталости?

3.     Чувствуете ли вы себя загнанным, усталым, подавленным?

4.     Находитесь ли вы постоянно в движении?

5.     Трудно ли вам расслабиться, спокойно посидеть?

6.     Свободно ли вы двигаетесь, или ваши движения резкие и поспешные?

7.     Трудно ли вам уснуть?

8.     Чувствуете ли вы себя иногда удручённым?

 

Если на большинство вопросов вы отвечаете положительно – у вас низкий уровень энергии.

Высокий уровень

1.     Хорошо ли вы спите и просыпаетесь ли вы отдохнувшим?

2.     Ясные и блестящие ли у вас глаза?

3.     Приятно ли вам выполнять свои обычные обязанности?

4.     С оптимизмом ли вы ждёте следующий день?

5.     Нравится ли вам состояние покоя?

6.     Грациозно ли вы двигаетесь?

Если на большинство вопросов вы ответили положительно – у вас высокий уровень энергии.

 

Упражнения

Упр. 1

Работаем с дыханием.

В позиции сидя, лучше всего на твёрдом стуле, произнесите своим обычным голосом «а-а-а», глядя на секундную стрелку часов. Если вы не в состоянии удержать звук по крайней мере в течение 20 секунд, это значит, что у вас есть проблемы с дыханием. Соответственно и проблемы с расслаблением.

Чтобы поправить своё дыхание, нужно повторять это упр. регулярно. Упр. нельзя назвать опасным, но после него возможно появление отдышки. Организм будет реагировать интенсивным дыханием, чтобы пополнить уровень кислорода в крови. Такое интенсивное дыхание освобождает напряжённые мышцы грудной клетки, позволяя им расслабиться. Этот процесс может закончиться плачем.

Упр. 2

Выберите произвольные движения среди тех, которые вы  обычно выполняете, например ходьбу, подметание, приготовление пищи или написание письма.

Начнём с ходьбы. Отдаёте ли вы себе отчёт, что часто хотите так куда-то успеть, что едва осознаёте свою походку. Чувствуете ли вы, насколько неграциозны ваши движения? Попробуйте освободить себя так, чтобы чувствовать каждый шаг, однако не думайте о том, как ходите. Вместо этого позвольте своему телу двигаться в своём собственном темпе. Ваше сознательное «я» только лишь отправилось на прогулку. Если это упражнение вызывает чувство, что вы не в своей тарелке, это означает, что вы уделяете слишком много внимания ходьбе. Иными словами, сохраняете свой стиль и думаете о том, как выглядите со стороны. Вместо этого попробуйте сосредоточиться на самом ощущении ходьбы. Убедитесь, что можете двигаться свободно, без забот, почувствуйте удовольствие от того факта, что вы просто живёте. Это упражнение во–первых развивает грациозность движений, во-вторых умение ощущать жизнь (как процесс) по другому.

Упр. 3

Использовать нервномышечную релаксацию в любом варианте, ту, которая наиболее доступна вам.

 

 

 

 

                         

 

 

Основы педагогической работы с дошкольниками

Дата добавления: 2010-02-13
Автор: Зыкина Л.А.

Профилактика синдрома эмоционального сгорания

Дата добавления: 2010-02-13
Автор:

Профориентационная работа в школе

Дата добавления: 2010-02-13
Автор: Ступакова А.Р.

Психологическое консультирование

Дата добавления: 2010-02-13
Автор: Ступакова А.Р.

Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних

Дата добавления: 2010-02-13
Автор: Зыкина Л.А.

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Дата добавления: 2010-02-13
Автор: Конопенко Е.Н.

Клиника острого горя

Дата добавления: 2010-02-11
Автор: Конопенко Е.Н.

Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни детей, приводящие к психическому дистрессу

Дата добавления: 2010-01-25
Автор: Зыкина Л.А.

Сайт находится в стадии разработки