Социально-психологическая служба
"Фелана"
2010
Январь
26
Воскресенье

Навигация

«Победи конфликт

«Победи конфликт!»

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для подростков 13-15 лет с учетом их психофизиологических особенностей и предназначена для проведения спецкурса в условиях учреждения дополнительного образования, подросткового клуба, центра внешкольной работы, социально-психологической службы. Программа представляет собой комплексную систему работы педагога-психолога с подростком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления.

Подростковый возраст традиционно определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов формирования личности. Глобальная перестройка организма ведёт к общей нестабильности, обуславливает многочисленные противоречия и конфликты.

Ведущая потребность подросткового возраста – потребность в общении со сверстниками. Для подростка характерны значимость межличностных отношений со сверстниками, желание быть принятым и признанным ими, иметь определённый статус, престиж. В процессе социализации группа сверстников становится референтной группой. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями, что является источником конфликта. Противоречие между стремлением принадлежать группе и в то же время быть самим собой, сохранить свою индивидуальность рождает внутриличностный конфликт. Неблагополучия в отношениях со сверстниками, возникающие во взаимоотношениях проблемы могут привести к возникновению чувства тревожности, переживанию одиночества, к усилению протестных реакций, что в свою очередь , детерминирует конфликтное поведение.

Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной конфликтностью во всех сферах, что свидетельствует о необходимости оказания помощи подросткам в овладении способами управления конфликтом, предотвращения его деструктивной направленности.

Программа «Победи конфликт!» сквозная, рассчитана на 36 занятий с детьми среднего и старшего подросткового возраста. Количество детей в группе 10-15 человек. Занятия проводятся на базе детских клубов МОУ ДОД "ДЮЦ ЭГО" и в школах г. Магнитогорска (по согласованию).

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 занятие (2 часа) два раза в месяц.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими особенностями и возможностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Цель программы: повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности подростков, овладение способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов.

Задачи программы:

 -     формирование знаний о конфликте, стадиях его развития и последствиях;

 - обучение способам продуктивного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия;

 - развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, расширяя возможности  самопознания и саморазвития подростка;

- воспитать культуру общения и поведения в социуме.

 

Объект деятельности: подростки от 13 до 15 лет, посещающие кружки и секции МОУ ДОД "ДЮЦ ЭГО".

Программа позволяет развить индивидуальные личностные качества ребёнка, укрепить психическое и физическое здоровье, повысить мотивацию к самопознанию и саморазвитию, приобщить ребят к общечеловеческим ценностям.

Научно-педагогической и практической основой образовательной программы являются следующие принципы:

гуманизма (утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства);

демократизма (предполагает право каждого ребенка на выбор своей траектории развития и участия в образовательном процессе);

детоцентризма (предполагает приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса);

дифференциации и индивидуализации образования (выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности; обеспечивает развитие детей в соответствии со склонностями, индивидуальными возможностями и интересами);

системности (предполагает преемственность знаний);

сотрудничества (признание ценности совместной деятельности детей и взрослых);

природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности);

культуросообразности (ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества).

На занятиях по данной программе педагог использует следующие

Формы и методы работы:

1.   Групповая дискуссия (мозговые штурмы, анализ ситуаций);

2.   Индивидуальная работа;

3.   Поведенческий тренинг.

4.   Работа в парах;

5.   Работа в микрогруппах

6.   Мини лекции;

7.   Беседы (обсуждение заданий и упражнений)

8.   Наблюдение

9.   Игровой метод (психотехнические игры и упражнения, игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры)

Структура программы:

программа разбита на 3 блока по 6 занятий.

1 блок «Узнаём себя: Я и мой внутренний мир»

·        Развитие способности понимать свои эмоции, выражать чувства, справляться с отрицательными эмоциями;

·        Я – глазами других, расширение взгляда на себя, повышение самоуважения, проблемы взаимоотношения полов;

·        Формирование адекватной самооценки.

2 блок «Взаимодействуем и становимся увереннее в себе»

·       Стратегия поведения с противоположным полом;

·        Умение сказать «нет» и принимать «нет»;

·        Умение разобраться во внутренних конфликтах;

·       Умение чувствовать, понимать другого и взаимодействовать.

3 блок «Жизнь без конфликтов»

·        Типы межличностных конфликтов, их развитие и способы разрешения конфликтных ситуаций;

·        Стратегия поведения в конфликте;

·        Развитие навыков эффективного взаимодействия в сложных ситуациях человеческих отношений.

Критерии эффективности:

1. В начале и по окончанию курса занятий проводим первичный и вторичный диагностический срезы:

·       Методика К.Томаса (способность к конструктивному разрешению конфликта),

·        Опросник «Уровень субъективного контроля»,

·        Тест на самооценку «Автопортрет»,

2.     В конце каждого занятия анализ проделанной работы и рефлексия.

Показателями эффективности работы подростков являются:

          - улучшение межличностных отношений подростков со сверстниками, родителями, педагогами;

         - высокий уровень развития способности к сотрудничеству и компромиссу, а также развитие способности к избеганию конфликта;

         - умение находить оптимальные пути разрешения конфликтных ситуаций;

         - умение регулировать собственные эмоции.

 


Тематическое планирование.

 

Тема

Количество часов

Вид деятельности

теория

практика

всего

1.

«Узнаём себя: Я и мой внутренний мир»

1.«Давайте познакомимся»

 

2. «Самопрезентации»

 

3. «Я и группа»

 

4. «Групповые правила. Диагностика «Спрут» отношение к опасности»

5. «Владеем эмоциями, выражаем чувства»

6. «Воздушный шар»

7. «Необитаемый остров»

 

8. «Я – как себя вижу.»

 

9. «Я – глазами »

10. «Какой Я?»

11. «Узнаём себя (1 часть)»

12. «Узнаём себя (2 часть)»

 

 

 

 

30 мин

 

10 мин

 

15 мин

 

45 мин

 

 

20 мин

 

5 мин

5 мин

 

15 мин

 

10 мин

5 мин

15 мин

5 мин

 

 

 

 

30 мин

 

50 мин

 

45 мин

 

15 мин

 

 

40 мин

 

55мин

55 мин

 

45 мин

 

45 мин

55 мин

45 мин

55 мин

 

 

60 мин

 

60 мин

 

60 мин

 

60 мин

 

 

60 мин

 

60 мин

60 мин

 

60 мин

 

60 мин

60 мин

60 мин

60 мин

 

 

 

Игры и упражнения на создание групповой атмосферы. Упражнения на выражение эмоций, релаксационный тренинг, работа с изобразительными средствами (краски, мелки). Психотехнические упражнения на создание положительного образа Я, тестирование.

2.

«Взаимодействуем и становимся увереннее в себе»

1. «Хороший ли ты друг»

2. «Такие разные: девушки и юноши»

3. «Я и мой внутренний мир»

4. «Я во взаимодействии (1 часть)»

5. «Я во взаимодействии (2 часть)»

6. «Когда взаимодействовать не просто…»

7. «Уверенное поведение»

 

8. «Техники адекватного выражения собственных негативных эмоций.»

 

9. «Работаем над уверенностью в себе»

10. «Разные стороны критики. Мотивы критики. Эффективная критика»

11. «Уверенность в повседневной жизни (1 часть)»

12. «Уверенность в повседневной жизни (2 часть)»

 

 

 

 

45 мин

10 мин

 

5 мин

20 мин

5 мин

15 мин

 

15 мин

 

15 мин

 

 

 

10 мин

 

5 мин

 

 

15 мин

 

5 мин

 

 

15 мин

50 мин

 

55 мин

40 мин

55 мин

45 мин

 

45 мин

 

45 мин

 

 

 

50 мин

 

55 мин

 

 

45 мин

 

55 мин

 

 

60 мин

60 мин

 

60 мин

60 мин

60 мин

60 мин

 

60 мин

 

60 мин

 

 

 

60 мин

 

60 мин

 

 

60 мин

 

60 мин

 

 

 

Работа в малых группах.

Отработка моделей поведения, ролевые игры, анализ типичных ситуаций, психологические упражнения, разминки, тестирование.

3.

«Жизнь без конфликтов»

1. « Конфликт – нераскрытая возможность»

2. «Личностные конфликты»

 

3. «Выиграть может каждый

(часть 1)»

4. «Выиграть может каждый

(часть 2)»

5 «Основные типы межличностных конфликтов, развитие конфликта»

 

6.«Разрешение конфликтов и ведение переговоров (часть 1)»

 

7.«Разрешение конфликтов и ведение переговоров (часть 2)»

 

8.«Способы разрешения межличностных конфликтов»

9. «Учимся слушать»

 

10. «Развитие навыков эффективного взаимодействия в кризисных ситуациях»

 

11. «Эффективное взаимодействие»

 

12. «Последняя встреча »

 

 

40 мин

 

45 мин

 

30 мин

 

10 мин

 

40 мин

 

 

30 мин

 

 

10 мин

 

 

20 мин

 

15 мин

 

20 мин

 

 

 

5 мин

 

10 мин

 

20 мин

 

15 мин

 

30 мин

 

50 мин

 

20 мин

 

 

30 мин

 

 

50 мин

 

 

40 мин

 

45 мин

 

40 мин

 

 

 

55 мин

 

50 мин

 

60 мин

 

60 мин

 

60 мин

 

60 мин

 

60 мин

 

 

60 мин

 

 

60 мин

 

 

60 мин

 

60 мин

 

60 мин

 

 

 

60 мин

 

60 мин

 

 Теоретический и практический курс. Ролевые игры, психологические игры и упражнения, работа в малых группах, анализ проделанной работы, тестирование. visit site

 

Итого:

10 часов

26 часов

36 часов

 

 

 

Школа общения

Дата добавления: 2010-01-11
Автор:

Познай себя

Дата добавления: 2010-01-11
Автор:

Победи конфликт

Дата добавления: 2010-01-11
Автор:

Сайт находится в стадии разработки