Социально-психологическая служба
"Фелана"
2010
Январь
26
Воскресенье

Навигация

«Познай себя»

«Познай себя»

Пояснительная записка

Подростковый возраст – это этап формирования личности человека, подготовка к взрослой жизни. Вступая во взаимодействие с существующими в физическом, социальном, культурном, временном пространствах жизни общественными ценностями, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Подросток начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации. В условиях дополнительного образования возникает возможность моделирования новых форм поведения ребенка в специально создаваемой воспитательной среде. Ценности физического, социального, культурного, временного пространств жизнедеятельности несут ребенку не обремененные школьными негативными отношениями педагоги и психологи Социально-психологической службы. Их задачей является восстановление позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру, если они были утрачены в процессе жизнедеятельности дома и в школе.

         Чтобы ребятам хотелось посещать данные занятия, чтобы  эти дети стали активными участниками, необходимо, прежде всего, создать приемлемые условия для общения. Главным здесь является организация разнообразных занятий, непохожих  на учебные виды деятельности.

         Однако организовать интересное и, одновременно, управляемое общение далеко не простое дело. Необходимо учитывать особенности психологического развития ребёнка. Подросткам трудно самостоятельно структурировать время вообще, и свободное в частности. Старшие подростки предпочитают сами организовывать досуг. Однако, если какая-либо деятельность им нравится, они с удовольствием посвящают ей все свободное время, чаще всего, если это связано с творческой и «взрослой» работой. При этом в выборе свободных занятий всегда отдается предпочтение тем, которые связаны с общением. Получается, что общение напрямую связано с личностным и социальным развитием подростка. Именно так он получает свой опыт и личностно растет.

         Учитывая все эти факторы, возникла потребность в разработке такой программы, как «Школа общения», где подросток сможет удовлетворить свою главную потребность – потребность в общении.

         Ещё один немаловажный факт это то, что мы все являемся частью социума и включены в разного рода социальные взаимодействия. Ребёнок  приобретает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.

Социализация ребёнка – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства им социального опыта.         Процесс социализации связан неразрывно с общением и совместной деятельностью людей.

         Таким образом, учитывая все факторы: психологические особенности подросткового возраста, место проведения занятий, особенности социализации каждого ребёнка можно выстроить образовательный процесс. Образовательный процесс будет строиться с учётом индивидуальных особенностей детей, создание благоприятных условий для общения и самоопределения, снятия агрессивности: создание условий при которых ребёнок мог бы почувствовать и себя, и другого человека, посмотреть на себя в системе отношений с другими людьми, окружающим миром, самим собой.

Цель программы: Обучение эффективным способам общения

Задачи:    

1.      Обучение эмпатийному общению.

2.     Обучение моделям эффективной коммуникации и эффективным моделям противостояния негативного влияния.

3.     Обучение поведению в конфликтных ситуациях.

Методологической основой программы являются:

1)           Психологическая теория личности (Л.С. Выгодский, А.И. Леонтьев).

2)           Роль деятельности и общения в становлении личности (А.А. Бодалев).

3)           Психология общения детей 7-10 лет (Ю.В. Филиппова).

4)           Социально-психологические и педагогические исследования межличностного общения (А.А. Петровская, К.М. Андреева).

5)   Психолого-педагогическая диагностика школьников (Г.А. Ускова). 

Организация образовательного процесса:

         При разработке программы учитывались возрастные особенности подростков. В этом возрасте наблюдается кризис рефлексии и сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития.

Структура занятия:

         Каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения происходит рефлексия. Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры которой могут проводиться в начале, середине или конце встречи. В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы (отношение к происходящему, собственный вклад в него и т.п.), а также диагностика состояния участников, понимания ими тренинговой ситуации. Очень важно привлечь внимание подростков к тем результатам, которые были получены в ходе встречи, сделать акцент на осознании того, что подросток увидел в себе или других, что почувствовал, выполняя то или иное упражнение, что произвело на него большое впечатление и т.д.

Критерии эффективности:

1. тест Л. Михельсона (определение уровня коммуникативной компетентности).

2. тест Томаса (на конфликтность).

3. шкала Р.Эриксона (оценки коммуникативных навыков).

4. тест А. Ассингера (на агрессивность)

5. тест на ассертивность.

Предполагаемый результат:

       Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

диагностический этап - получение новой информации о себе и осмысление представлений о своём образе ''Я'.

формирующий этап - выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими; закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования.

Формы и методы: На занятиях используются практические методы: игры, упражнения, тренинги,  ролевые игры. Теоретические методы: беседа, дискуссия, лекция, сказкотерапия. Групповые формы работы – СПТ.

 

 

 

Тематическое планирование.

п/п

Блок

Содержание раздела

Тема занятия

Количество часов

Теор.

Прак

всего

1

1 блок

Познай себя

Цель: Помощь в развитии и понимания себя, своих потребностей, реакций.

Обучение способам проявлять в сознании и анализировать свой внутренний мир. Обучение методам разрешения внутренних конфликтов и методам проявления и анализа установок, влияющих на жизнь.

Вводное занятие. Знакомство детей.

0,2

0,4

1 ч

2

Диагностика.

 

 

1 ч

3

Инвентаризация личности.

0,2

0,4

1 ч

4

Инвентаризация личности.

0,2

0,4

1 ч

5

Бессознательные желания.

0,2

0,4

1 ч

6

Жизненный опыт.

0,2

0,4

1 ч

7

Мои ценности.

 

0,2

0,4

1 ч

8

Мои субличности.

 

0,2

0,4

1 ч

9

Жизненные установки.

0,2

0,4

1 ч

10

2 блок

Эффективная коммуникация

Цель: Обучение эффективным способам общения.

Обучение эмпатийному общению, моделям эффективной коммуникации.

«Если бы я был тобой…»

0,2

0,4

1 ч

11

Активное слушание.

0,4

0,2

1 ч

12

Активное слушание.

0,2

0,4

1 ч

13

Комплимент и поддержка.

0,2

0,4

1 ч

14

Я-высказывания.

0,4

0,2

1 ч

15

Я-высказывания.

0,2

0,4

1 ч

16

Три способа сказать «нет».

0,2

0,4

1 ч

17

Жертва и ответственность.

0,2

0,4

1 ч

18

Диагностика.

 

 

1 ч

19

3 блок

Ассертивное поведение

Цель: Развитие умения строить конструктивные партнёрские отношения со сверстниками и взрослыми.

Обучение поведению в конфликтных ситуациях, стимуляция опыта социальной активности.

Методы противостояния.

0,2

0,4

1 ч

20

Ассертивные возражения в дискуссии.

0,2

0,4

1 ч

21

«Трудные ситуации».

0,2

0,4

1 ч

22

Манипуляции и угрозы.

0,2

0,4

1 ч

23

Игнорирование.

0,2

0,4

1 ч

24

Партнёрские отношения.

0,2

0,4

1 ч

25

Стимуляция опыта социальной активности.

 

1

1 ч

26

Стимуляция опыта социальной активности.

 

1

1 ч

27

«Остров обитания».

 

 

1

1 ч

28

4 блок.

Мой мир.

 

Цель: Развитие толерантности, позитивного мышления и уверенности в себе.

Развитие гибкости мышления, безоценочного восприятия окружающих, положительного отношения к себе, позитивного мышления.

Гибкость мышления.

0,2

0,4

1 ч

29

Ответственный выбор.

0,2

0,4

1 ч

30

Ответственный выбор.

0,2

0,4

1 ч

31

Принятие себя.

0,2

0,4

1 ч

32

«Пьедестал и лобное место».

0,2

0,4

1 ч

33

Поиск позитивного.

0,2

0,4

1 ч

34

«Волшебный остров».

0,2

0,4

1 ч

35

Диагностика.

 

 

1 ч

36

Итоговое занятие.

0,2

0,4

1 ч

 

 

Итого за год:

 

10,4

25,2

36

 

 

Школа общения

Дата добавления: 2010-01-11
Автор:

Познай себя

Дата добавления: 2010-01-11
Автор:

Победи конфликт

Дата добавления: 2010-01-11
Автор:

Сайт находится в стадии разработки